Цели и задачи мусульманского образования

Ислам придает большое значение образованию, и по мере того, как вера распространилась среди различных народов, образование стало важным каналом для создания универсального и сплоченного социального порядка. К середине IX века знания разделились на три категории: исламские науки, философские и естественные науки (греческое знание) и литературные искусства. Исламские науки, которые делали упор на изучение Корана (исламское священное писание) и хадисов (изречения и традиции Пророка Мухаммеда ) и их толкование ведущими учеными и теологами, были оценены наиболее высоко, но греческая ученость считалась равной важно, хотя менее добродетельный.

В раннем мусульманском образовании особое внимание уделялось практическим занятиям, таким как применение технических знаний для разработки ирригационных систем, архитектурных новшеств, текстильных изделий, изделий из железа и стали, фаянса и изделий из кожи; изготовление бумаги и пороха; развитие торговли; и обслуживание торгового флота . Однако после XI века в высшем образовании преобладали конфессиональные интересы , и исламские науки добились превосходства. Знание греческого языка изучается в частном порядке, а литературное искусство теряет значение в качестве образовательной политики, поощряющей академическую свободу.на смену новому обучению пришла закрытая система, характеризующаяся нетерпимостью к научным инновациям, светским предметам и творческой стипендии. Эта конфессиональная система распространилась по всему восточному исламу от Трансоксании (примерно современный Таджикистан, Узбекистан и юго-запад Казахстана) до Египта, где существовало около 75 школ между 1050 и 1250 годами.

Организация обучения

Система образования в мусульманском мире была неинтегрированной и недифференцированной. Обучение проходило в различныхучреждения , в том числе халька, или кружок обучения; мактаб ( Куттаб ), или начальная школа; дворцовые школы; книжные магазины и литературные салоны; и различные типы колледжей, то в зацеплении, в мечеть, и медресе . Во всех школах преподавались одни и те же предметы.

Самый простой тип раннего мусульманского образования предлагался в мечети , где ученые, собравшиеся для обсуждения Корана, вскоре начали преподавать религиозные науки заинтересованным взрослым. Число мечетей увеличивалось при халифах , особенно Аббасидов: 3000 из них были зарегистрированы только в Багдаде в первые десятилетия X века; в Александрии в XIV веке насчитывалось около 12000 человек , большинство из которых были со школами. Некоторые мечети, такие как мечети аль-Мансур, построенные во время правления Харуна ар-Рашида в Багдаде, или мечети в Исфахане, Мешхеде, Гоме, Дамаске, Каире и Альгамбре (Гранада), стали центрами обучения для студентов из во всем мусульманском мире. Каждая мечеть обычно состояла из нескольких кружков (alqah ), названный так потому, что учитель, как правило, сидел на возвышении или подушке, а ученики собирались полукругом перед ним. Чем выше был ученик, тем ближе он сидел к учителю. Круги в мечетях различались по подходу, содержанию курса, размеру и качеству преподавания , но метод обучения обычно делался с упором на лекции и запоминание. Учителя, как правило, считались мастерами в науке, и их лекции тщательно записывались в тетради. Студенты часто совершали длительные поездки, чтобы присоединиться к кругу великого учителя. Некоторые кружки, особенно те, в которых изучались хадисы, были настолько большими, что ассистентам приходилось повторять лекцию, чтобы каждый ученик мог ее услышать и записать.

Начальные школы (мактаб , или кутаб), в котором ученики учились читать и писать, относятся к доисламскому периоду в арабском мире. После прихода ислама эти школы превратились в центры обучения элементарным исламским предметам. От студентов ожидалось, что они запомнят Коран как можно точнее. Некоторые школы также включают в свои учебные программы изучение поэзии, элементарной арифметики, почерка, этики (манеры) и элементарной грамматики. Мактабы были довольно распространены почти в каждом городе или деревне на Ближнем Востоке, в Африке, Сицилии и Испании.

Школы проводятся в королевской во дворцах преподавалась не только учебная программа мактабов, но также социальные и культурные дисциплины, предназначенные для подготовки учеников к высшему образованию , к службе в правительстве халифов или к светскому обществу. Инструкторов называли muʾaddib s, или наставниками с хорошими манерами. Точное содержание учебной программы определялось правителем, но часто в нее включались ораторское искусство , история , традиции, формальная этика , поэзия и искусство хорошей беседы. Обучение обычно продолжалось долгое время после того, как ученики достигли возраста начальной школы.

Высокая степень обучения и учености в исламе, особенно в период Аббасидов в восточном исламе и более поздних Омейядов в западном исламе, способствовала развитиюкнижные магазины , переписчики икниготорговцы в крупных, важных исламских городах, таких как Дамаск, Багдад и Кордова. Ученые и студенты проводили много часов в этих школах с книжными магазинами, просматривая, исследуя и изучая доступные книги или покупая избранные книги для своих частных библиотек. Книжные торговцы посещали известные книжные магазины в поисках редких рукописей для покупки и перепродажи коллекционерам и ученым и тем самым способствовали распространению знаний. Многие такие рукописи попали в частные библиотеки известных мусульманских ученых, таких как Авиценна , аль-Газали и аль-Фараби , которые, в свою очередь, сделали свои дома центрами научных занятий для своих любимых учеников.

Хотя круговые школы, мактабы и дворцовые школы были основополагающими для мусульманского образования , они воплощали в себе определенные образовательные ограничения. Их учебные планы были ограничены; они не всегда могли привлечь хорошо подготовленных учителей; физические возможности не всегда способствовали созданию благоприятной образовательной среды; и конфликты между религиозными и светскими целями в этих школах были почти непримиримыми. Что наиболее важно, эти школы не могли удовлетворить растущую потребность в квалифицированном персонале или предоставить достаточные возможности для получения образования тем, кто хотел бы продолжить учебу. Это давление привело к созданию школы нового типа,медресе , ставшее венцом и славой средневекового мусульманского образования. Медресе было отростком Масджид, тип мечетиколледж, датируемый 8 веком. Различия между этими двумя учреждениями все еще изучаются, но большинство ученых считают, что мечеть также была местом поклонения и что, в отличие от медресе, ее пожертвования поддерживали только преподаватели, а не студенты. Третий тип колледжей,сетчатый (храмовый колледж), как правило, медресе, построенное рядом с центром паломничества. Какими бы ни были их особенности, все три типа колледжей специализировались наюридическое образование , каждый из которых является экспертом в одной из четырех школ суннитского или ортодоксального исламского права.

Медресе, возможно, существовали еще в 9 веке, но самое известное из них было основано в 1057 году визирем Нинамом аль-Мульком в Багдаде. ВНитамия , посвященная изучению суннитов, послужила образцом для создания разветвленной сети таких учреждений по всему восточному исламскому миру , особенно в Каире, где было 75 медресе; в Дамаске - 51; и в Алеппо, где количество медресе выросло с 6 до 44 с 1155 по 1260.

Важные институты также развивались в западном исламе при Омейядах в испанских городах Кордова, Севилья (Севилья), Толедо, Гранада, Мурсия, Альмерия, Валенсия и Кадис. В медресе не было стандартной учебной программы; основатель каждой школы определял конкретные курсы, которые будут преподаваться, но обычно они предлагали обучение как религиозным, так и физическим наукам.

Вклад этих институтов в развитие знаний огромен. Мусульманские ученые рассчитали угол наклонаэклиптика ; измерил размер Земли; рассчитал прецессию равноденствий; объяснил в области оптики и физики такие явления, как преломление света, гравитация, капиллярное притяжение и сумерки; и развитые обсерватории для эмпирического изучения небесных светил. Они добились успехов в использовании лекарств, трав и продуктов длялекарства ; созданы больницы с системой интернов и экстренеров; выявляли причины определенных заболеваний и устанавливали их правильные диагнозы ; предложил новые концепции гигиены; использовали анестетики в хирургии с помощью новейших хирургических инструментов; и представил науку о вскрытии в анатомии . Они способствовали научному разведению лошадей и крупного рогатого скота; нашли новые способы прививкивыращивать новые виды цветов и фруктов; введены новые концепции орошения, удобрения и обработки почвы; и усовершенствовал науку навигации. В области химии мусульманские исследования привели к открытию таких веществ, как поташ, спирт, нитрат серебра, азотная кислота, серная кислота и хлорид ртути. Он также в высшей степени усовершенствовал искусство текстиля, керамики и металлургии.

Основные периоды мусульманского образования и обучения

Возрождение исламской культуры и науки в восточном исламе развивалось в значительной степени при администрации Аббасидов, а затем и во времена правления Аббасидов.Омейяды в западном исламе, в основном вИспания , между 800 и 1000 годами. Этот последний период, золотой век исламской науки, был в значительной степени периодом перевода и интерпретации классических идей и их адаптации к исламскому богословию и философии . Этот период также стал свидетелем внедрения и ассимиляции эллинистической, персидской и индуистской математики, астрономии, алгебры, тригонометрии и медицины в мусульманскую культуру.

В то время как 8-й и 9-й века - в основном между 750 и 900 годами - характеризовались введением классического обучения и его уточнением и адаптацией к исламской культуре, 10-й и 11-й века были веками интерпретации, критики и дальнейшей адаптации. Затем последовал период изменений и значительных дополнений к классической культуре благодаря мусульманской науке. Творческая наука в исламе с 10 по 12 века включала работы таких ученых, как Омар Хайям , аль-Бируни, Фахр ад-Дин ар-Рази , Авиценна (Ибн Сина) , аль-Табари, Авемпас (Ибн Баджах) и Аверроэс. (Ибн Рушд). В XII и XIII веках большинство произведений классической науки и творческих мусульманских дополнений были переведены с арабского на иврит и латынь. Эти переводы сыграли важную роль в возникновении ранних фазЕвропейское интеллектуальное пробуждение, совпавшее с упадком мусульманской науки.

Влияние исламского образования на Запад

По мере того как Европа впитывала плоды многовековой творческой продуктивности ислама, признаки пробуждения латинских христиан были очевидны по всему европейскому континенту. XII век был периодом интенсивного распространения мусульманских знаний в западный мир посредством многих сотен переводов мусульманских трудов, что помогло Европе перехватить инициативу у ислама, когда политические условия в исламе привели к упадку мусульманской науки. К 1300 году европейские ученые снова стояли на твердой почве эллинистической мысли, обогащенной или видоизмененной благодаря мусульманским и византийским усилиям.


Наверх
f56b95d24909e91a02b31d191836e6af